Блог

Возврат денег за товар ненадлежащего качества. Права продавца

Возврат денег за товар ненадлежащего качества – с такой проблемой часто сталкиваются продавцы, как крупных торговых сетей, так и маленьких магазинов.
В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» в случае выявления на протяжении гарантийного срока существенных недостатков, которые возникли не по вине продавца, покупатель имеет право по своему выбору требовать от продавца возврата денежной суммы, уплаченной за товар, замены товара на такой же или аналогичный.
Да, действительно, закон есть закон, но его положения применимы исключительно в случае доказательства вины продавца или установления существенных недостатков товара, возникшим по вине производителя.
Юристам нашей фирмы регулярно приходится находиться по разные стороны баррикад, защищая права и интересы, как потребителей, так и продавцов.
Для наглядности рассмотрим ситуацию, в которой нам удалось урегулировать конфликт между продавцом и потребителем.
В нашу юридическую фирму обратился владелец магазина элитной обуви с просьбой ответить на жалобу покупателя. Жалоба заключалась в следующем: покупатель приобрел в магазине обувь, и в процессе носки был обнаружен такой дефект как «отклеивание кожи» на каблуке. Покупатель отказался от проведения ремонта и потребовал возврата денежных средств, уплаченных за товар.
По предварительному заключению продавца «отклеивание кожи» на каблуке произошло в результате неправильной эксплуатации кожаной обуви. С целью недопущения конфликтной ситуации покупателю было предложено устранить данный дефект посредством проведения ремонта. Однако покупатель был не преклонен и настаивал на возврате денежных средств в полном объеме.
Мы обратились с запросом в Государственное предприятие «Всеукраинский государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей».
В ответ на наше обращение был получен ответ, что дефект на обуви покупателя классифицируется как «отклеивания крокуля» и является устранимым.
Согласно Рекомендациям по определению характера дефекта обуви и условий его эксплуатации № 291/457 от 17.10.2002 года отклеивание крокуля отнесены к дефектам кожаной обуви, которые могут быть устранены предприятием-производителем без снижения его потребительских свойств.
В соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей» статья 1 пункт 12 «существенный недостаток – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, возник по вине производителя (продавца, исполнителя), после его устранения проявляется снова по независимым от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из следующих признаков: а) он вообще не может быть устранен; б) его устранение требует более четырнадцати календарных дней; в) он делает товар существенно другим, чем предусмотрено договором».
Поскольку отклеивание крокуля классифицируется как устранимый дефект, который может быть устранен без снижения потребительских свойств обуви, такой недостаток не может считаться существенным в значении Закона Украины «О защите прав потребителей».
Согласно части 1 пункта 1 статьи 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» в случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока недостатков потребитель имеет право требовать у продавца: 1) пропорционального уменьшения цены; 2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; 3) возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Выходя из вышеописанного, отклеивание крокуля является устранимым дефектом в понимании Закона Украины «О защите прав потребителей» и не является существенным недостатком, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением.
Таким образом, в данном случае требование покупателя о возврате денежных средств, уплаченных за товар не подлежит удовлетворению со стороны продавца.
Опираясь на положения законодательства и разъяснение государственного специализированного учреждения нам удалось убедить потребителя в необоснованности его требований и получить его согласие на проведение ремонта.
Мы знаем как важна репутация! А потому в данном случае, приоритетным считали достижение компромисса и удовлетворение интересов обеих сторон.