Блог

Частные исполнители – выход или утопия?

Стратегией реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 годы (далее по тексту – Стратегия), одобренной Указом Президента Украины от 20.05.2015 года №276/2015, предусмотрена реорганизация системы исполнения судебных решений и повышение эффективности исполнительного производства, в частности, предусмотрено развитие института частных исполнителей.
Одним из шагов на пути к реформированию судебной системы стало принятие Верховной Радой 2 июня 2016 года Закона Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» (далее по тексту – Закон) и новой редакции Закона «Об исполнительном производстве».
Так, в уже существующую систему исполнения судебных решений введен институт частных исполнителей. Возникает вопрос: Кто такой частный исполнитель? Отвечу, цитируя Закон: «Частный исполнитель – это гражданин Украины, который уполномочен государством, осуществлять независимую профессиональную деятельность по принудительному исполнению решений».
Для желающих испытать себя в новой профессии не лишним будет перечисление основных требований к частным исполнителям, установленных Законом. К ним относятся: возраст от 25 до 65 лет, наличие высшего юридического образования степени магистра, стажа работы в отрасли права не менее двух лет, успешно пройденный экзамен, отсутствие судимостей.
Кроме того, частные исполнители не вправе выполнять решения судов должником или взыскателем по которым есть государство, Автономная республика Крым, территориальные громады, или юридические лица, за которыми на праве оперативного управления закреплено имущество, собственниками которого является государство, Автономная республика Крым, территориальные громады, а также решения об отобрании и передачи ребенка, о принудительном вселении или выселении.
Проведя аналогию с институтом частного нотариата, имею смелость предположить, что внедрение и развитие института частных исполнителей в перспективе приведет к снижению загруженности государственных исполнителей, обеспечению конкурентной среды в сфере исполнительного производства, так как будет выбор между государственной структурой и частной, а самое основное, на мой взгляд – заинтересованность частного исполнителя в успешном завершении исполнительного производства, потому что от этого будет зависеть его доход.
Замечу, время – это единственное, что может безошибочно определить эффективность и действенность реформирования судебной системы, а в частности, системы исполнения судебных решений.